Грузинская эмаль – тончайшая техника из глубины веков.
Что мы вспоминаем, говоря о Грузии? — киндзмараули, хинкали, цинандали… Но, представьте, грузинские перегородчатые эмали с полным правом входят в ряд национальных «брендов».
Давид Чкеидзе, Гиорги Гудушаури, Паата Пааташвили, Нино Буркадзе — мастера, прославившиеся не только у себя на родине. Помимо пугающе-роскошных изделий упомянутых ювелиров, есть и более демократичные (по ценам и виду) грузинские эмалевые украшения.
Что отличает традиционную грузинскую эмаль?
Грузия, как «сосед» Византии, в древности переняла её эмалевую технику. Уже тогда мастера придавали эмальерным изделиям яркий грузинский почерк, заметный и сегодня. К сожалению, эти ювелирные техники надолго были забыты, и только в XIX веке пришёл грузинский эмалевый ренессанс.
Ювелиры используют метод, неизменный уже более двенадцати столетий. Как не менялся и рецепт клея, скрепляющего перегородки с металлической основой – он готовится по старинному рецепту из кожуры айвы. Кстати в отличие от традиционных русских перегородок-веревочек, грузинскими мастерами используются практически волоски из серебра (или золота), которые напаиваются на поверхность изделия.
Грузинская эмаль характерна красочными орнаментами. Эмальеры Грузии охотно используют оттенки болотного и винного, зеленого и красного цветов. Сюжеты рисунков чаще всего традиционны — улочки и домики Тбилиси, горы, фигурки жителей, а также религиозные темы. Как правило, основа для грузинских эмалевых украшений — серебряная.
Произведения искусства перегородчатой эмали грузинских ювелиров.
Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери (см. фото). Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.
В ранне-христианскую эпоху иконоборцы истребляли не только иконы, но и предметы церковной утвари. Грузию иконоборчество не затронуло. Помимо бесценных икон, страна сохранила и эмалевые сокровища. Они собраны не только в Музее искусств, но и в Кутаиси, и в Сванети, хотя основной фонд и принадлежит тбилисской коллекции. Экспонаты датируются VIII- IX, а также XV-XVII веками.
По объёму, красоте и научной ценности эта коллекция одна из лучших в мире. Хотя некоторые образцы старинной эмали всплыли в мировых музеях — в Эрмитаже, в Берлинском музее, в Метрополитене и в частных коллекциях. Лишь малая часть древних памятников перегородчатой эмали сохранена и изучена, и грузинский материал весьма значим для исследователей.
Икона Хахульской Божьей Матери
10.03.2021